Государственными органами финансового контроля в целях надзора за расходованием целевых средств, выделенных из бюджета (федерального, субъекта РФ, муниципального), применяется казначейское сопровождение.

Казначейскому сопровождению подлежит расходование целевых средств, расходование которых осуществляется как по контракту (договору), заключенному с применением положений Федеральных законов №44-ФЗ или №223-ФЗ, так и по «коммерческим» договорам, заключаемым с соисполнителями, где заказчиком по таким договорам является получателем таких целевых средств.

Основы казначейского сопровождения средств, предоставляемых из бюджета, определены положениями ст. 242.23 Бюджетного кодекса РФ, практика применения которых обусловлена необходимостью их корректировок. Так и в 2023 году казначейское сопровождение средств будет осуществляться с учетом поправок, внесенных в Бюджетный кодекс РФ федеральным законом от 21.11.2022 № 488-ФЗ, положений, утвержденных ст. 5 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ, а также на основании совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства от 09.12.2022 № 02-12- 09/120900/07-04-05/05-30995.

В 2023 году, в соответствии со ст. 242.25 Бюджетного кодекса РФ, казначейскому сопровождению подлежат следующие целевые средства:

  • субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам (ст. 80 БК РФ);
  • взносов в уставные капиталы юрлиц из субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансовых платежей по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые
    заключают получатели субсидий, бюджетных инвестиций и взносов с
    исполнителями по контрактам, которые финансируются за счет таких субсидий,
    бюджетных инвестиций и взносов;
  • авансов по государственным контрактам на поставку товаров, работ, услуг (кроме
    контрактов по гособоронзаказу) на сумму 100 000 рублей и более. В 2023 г. не
    сопровождают средства по контрактам бюджетных и автономных учреждений с
    ценой 3 млн рублей (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);
  • авансирования по контрактам на поставку товаров, работ, услуг на сумму 100 000
    рублей и более, которые заключают федеральные бюджетные и автономные
    учреждения за счет средств субсидии по абз. 2 п. 1 ст. 78.1, ст. 78.2 БК РФ. Еще одно
    условие — лицевые счета таких заказчиков открыты в ТОФК. В 2023 году казначеи
    не сопровождают средства по контрактам на сумму 3 млн рублей и менее (п. 8 ч. 2 ст.
    5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);
  • расчетов по государственным контрактам на сумму более 3 млн рублей, которые
    заключили по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, и расчетов по контрактам, заключаемым в целях
    исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей;
  • расчетов по государственным контрактам по государственному оборонному заказу
    на сумму более 3 млн рублей и расчетов по контрактам, которые заключили в
    рамках исполнения таких госконтрактов на сумму от 3 млн рублей и больше (в 2023
    году цена контракта уменьшена с 5 млн. рублей до 3 млн. по сравнению с 2022
    годом);
  • авансовых платежей по контрактам о поставке товаров, работ, услуг, которые
    заключают исполнители и соисполнители в рамках исполнения госконтрактов о
    поставке товаров, работ, услуг по п. 3-5 ст. 5 466-ФЗ. В 2023 году казначеи не сопровождают средства по контрактам на сумму 3 млн рублей и менее (п. 8 ч. 2 ст. 5 466-ФЗ, 448-ФЗ от 21.11.2022);
  • средств, получаемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случаях, определенных правительством РФ.

Существенное условие: положения закона № 448-ФЗ применяются и к договорам, действовавшим до 2023 года!

Правила расходования целевых средств с лицевого счета в 2023 году для учета операций неучастника бюджетного процесса определены требованиями ст.242.23 БК РФ, и постановления Правительства РФ от 24.11.2021 № 2024.

К существенным изменениям в казначейском сопровождении в 2023 году можно так же
отнести:

  • исключение условий о казначейском обеспечении целевых средств, выделенных на
    основании соглашений о субсидировании юрлиц, если средства предоставили
    фондам на финобеспечение оказания медицинской помощи;
  • средства, подлежащие расширенному КС, и порядок проведения расширенного
    контроля определяет правительство РФ своим правовым актом.
    В части расширенного казначейского сопровождения в 2023 году постановлением
    Правительства от 14.12.2022 № 2301 внесены поправки в постановления № 2024 от 24.11.2021 и
    № 2271 от 13.12.2021, где требование по экономическому обоснованию затрат при расширенном
    казначейском сопровождении распространили:
  • на контракты с единственным исполнителем по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона №
    44-ФЗ, предмет которых – строительство объектов капитального строительства,
    кроме контрактов по гособоронзаказу;
  • договоры, соглашения о предоставлении субсидий, бюджетных инвестиций
    юрлицам на капвложения в отдельные объекты капитальных вложений.
    Статьей 242.27 бюджетного кодекса РФ определены средства, не подлежащие
    казначейскому сопровождению.

В 2023 году в рамках, утвержденных Постановления Правительства РФ от 26.12.2022 № 2438 правил, заказчики могут проводить оплату контрагентам без открытия им лицевых счетов в Федеральном казначействе. Деньги с лицевых счетов участника казначейского сопровождения можно перечислить на расчетные счета, открытые в кредитных организациях:

  • поставщикам строительных материалов и оборудования, затраты на приобретение
    которых включены в сметную документацию на строительство, реконструкцию,
    капитальный ремонт объектов капитального строительства, информация о которых в
    сметной документации содержится в перечне строительных материалов и
    оборудования, включенных в сметную документацию;
  • поставщикам товаров при представлении в ТОФК заказчиками по контрактам,
    заключаемым в рамках исполнения контракта, договора (соглашения),
    подтверждающих поставку иных товаров, документов, определенных нормативным
    правовым актом Минфина России в соответствии с пунктом 4 статьи 242.23
    Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанных требований:

  • в перечень включаются наименования строительных материалов и оборудования в
    соответствии с проектной документацией;
  • перечень предоставляется исполнителем в ТОФК по месту открытия ему лицевого
    счета участника казначейского сопровождения;
  • ТОФК при перечислении средств на расчетные счета в кредитных организациях
    поставщикам строительных материалов и оборудования осуществляют проверку на
    наличие в перечне таких материалов (оборудования).
    Положения Постановления также применяются при осуществлении казначейского
    сопровождения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) или
    Федеральным казначейством при осуществлении им отдельных функций финансового органа
    субъекта РФ (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 БК РФ в случаях,
    установленных частью 15 статьи 10 Федерального закона от 21.112022 № 448-ФЗ.

Подводя итоги, отметим, что несмотря на кажущуюся сложность процедуры
казначейского сопровождения, такой контроль позволяет повысить эффективность закупок как для заказчика, так и для поставщика. Основным преимуществом для Заказчика в применении казначейского сопровождения заключаемых контрактов - это контроль всей цепочки исполнителей. Кроме того, требования к увеличивающемуся документообороту поставщика во взаимодействии с Казначейством вряд ли привлекут не вполне добросовестных поставщиков.

Применение идентификатора контрактов в договорах, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, позволяет оперативно систематизировать эти данные, повысить финансовую дисциплину сторон контракта (договора).